Сфера использования шпунта
Ларсена в современном строительстве
Реализация целого ряда проектов сферы не только промышленно-гражданского, но и гидротехнического и специального строительства подразумевает использование особых армирующих конструкций. Применяют их в случае укрепления береговой линии, при разработке котлованов, возведении набережных, в мостовом строительстве. Технологичные металлические изделия используют, кроме того, при обустройстве нефтетерминалов, причалов, защитных дамб.
Речь ведется про шпунт ларсена – металлический профиль, являющийся желобом с краями стенок закругленной формы или же замками. Впервые использование стальных элементов началось в 1910 году. Главное их назначение состоит в недопущении сползания грунта в котлован и последующему затоплению прилегающей территории. Нельзя сказать, что укрепление береговой линии посредством шпунтом Ларсена относится к удовольствию из разряда дешевых. Другое дело, что данный метод является самым надежным – именно при его использовании удается укрепить грунт (при открытых проходках), обеспечив долговечность опорных сооружений. Дороговизна методики укрепления грунта металлическими профилями связана с необходимостью использования большого количества шпунтовых ограждений.
Вышеупомянутые профили выпускают длиной до 34 метров, шириной же до 80 см (сопряжение их друг с другом осуществляется, как уже было сказано выше, особыми замками). Сопряжение элементов осуществляется в вертикальном направлении, в результате чего в грунте создают герметичную стену. В специализированной торговой сети представлены шпунты как горячего, так и холодного проката, с поперечным профилем различных типов (глубоким или мелким корытообразным).
Вниманию подрядчиков предлагаются, кроме того, специальные профили без замков, посредством которых также создают в грунте стену из металла (чаще на объектах используют шпунты корытообразной или же волнообразной формы с увеличенной прочностью на сгибание). Реализация ряда проектов осуществляется с применением шпунтовых свай – то есть сваренных друг с другом листов шпунтов Ларсена в профиль нужной конфигурации (плоский или объемный). На строительной площадке погружение шпунта осуществляется вибропогружателями или дизельными молотками. Металлические элементы поворачивают друг относительно друга на 180 градусов, после чего и происходит их стыковка (в результате вставления шпунта в боковой паз соседнего профиля).