БЦ и ТРЦ опустеют


На самом длинном зеленом фасаде Европы — 8 км растительности

С момента введения карантина в Украине прошло больше двух месяцев, и с середины мая началось ослабление ограничительных мер. Ситуация все еще непонятна и нестабильна, однако некоторые трансформации рынка недвижимости, к которым привела эпидемия коронавируса, уже очевидны.

«Изменения на рынке коммерческой недвижимости неизбежны. В офисном сегменте мы ожидаем рост вакантности, который будет обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это банкротство и закрытие ряда национальных и международных компаний, работающих на территории Украины. Во-вторых, «свертывание» представительных офисов в ведущих бизнес-центрах для рационализации арендаторами расходной части. Это касается, в частности, IT-компаний — основного потребителя офисных площадей в 2016-2020 гг. В-третьих, перевод персонала украинских корпораций из арендованных помещений в собственные административные здания, находящиеся на балансе. И, в-четвертых, рост вакантности будет наблюдаться у «несговорчивых» и не готовых идти на компромиссы девелоперов, из-за чего арендаторы уже начали рассматривать альтернативные варианты для изменения офиса. При пессимистическом сценарии в течение ближайших месяцев офисные здания могут опустеть на 40-70%, что вызовет настоящую катастрофу для рынка, который только начал демонстрировать признаки устойчивого роста», — рассказал Константин Олейник, руководитель департамента стратегического консалтинга UTG.
По информации ProfiDOM.com.ua, прогнозируются очевидные корректировки ставок аренды в сторону сокращения и значительное замедление девелоперской активности — новые объекты не будут выведены в заявленные термины. В секторе торговой недвижимости Украины в 2020-2021 гг. ожидается очередное сокращение имеющихся на рынке сетевых ритейл-операторов. Отсутствие приемлемого объема продаж в течение шести последних и нескольких следующих месяцев при неизбежных накладных расходах по содержанию магазинов не пройдет бесследно для арендаторов. Кроме того, рынок предстанет перед трудностями возвращение покупателей в торговые галереи, в частности, из-за снижения уровня доходов и падения потребительских настроений. Наряду с этим укрепится лояльность к совершению покупок онлайн. Такой канал торговли привлечет потребителей старшего возраста (50-60 лет); расширится спрос на товары, которые ранее не были особенно востребованы в сети Интернет.
«Также мы ожидаем нового витка развития украинских товаропроизводителей — из-за временного закрытия сообщения с иностранными государствами, подорожания импорта на фоне девальвации национальной валюты. Как и в сегменте офисной недвижимости, в торговом секторе будет рост вакантности, в частности, в тех ТЦ / ТРЦ, которые проявили низкую лояльность к ритейл-операторам во время вынужденного карантина, и снижение фиксированных ставок аренды в существующих и перспективных объектах», — добавил эксперт.

Добавить комментарий