Что будет с дорогами Украины
Бизнес Цензор
В развивающихся странах дороги стимулируют развитие экономики. Например, так было в соседней Польше и в далекой Индонезии – обе страны в 1990-х годах начали строить новые дороги и автобаны, впоследствии это ускорило рост ВВП.
Хорошие дороги помогают развивать внутренний туризм, позволяют населению быть более мобильным, а бизнесу – осваивать новые рынки.
Важным является и гуманитарный аспект – чем легче попасть из точки А в точку Б, тем чаще граждане одной страны общаются, тем меньше мифов и предрассудков гуляет по стране.
Наконец, это один из мощнейших факторов децентрализации и устойчивого развития регионов страны – за счет хороших дорог можно добиться равномерного распределения ресурсов. Это предотвращает различные «перекосы» в экономике.
Вместо нескольких экономических зон с центром в 5-7 больших городах, в стране создается разветвленная сеть из десятков экономически активных региональных городов-лидеров.
Но как это сделать? Вначале немного цифр.
В Украине почти 170 тыс. км автомобильных дорог. В прошлом году «Укравтодор» отремонтировал 1,5 тыс километров дорог государственного значения. Это меньше, чем в 2017 году (2,2 тыс. км), но больше, чем в 2016 году (1,1 тыс. км). В среднем, ежегодно мы ремонтируем около 1-2 тыс. км. И тратим на это 22-23 млрд грн. Журналисты подсчитали, что в таком темпе мы будем ремонтировать дороги 60 лет.
В Министерстве инфраструктуры называют более оптимистичные сроки – 50 млрд грн ежегодно и за 5 лет будут отремонтированы дороги государственного значения, без учета местных дорог.
Но дело не столько в деньгах и в сроках, сколько в результате, который мы хотим получить. Но его не будет, если не поменять подходы в управлении дорожным хозяйством.
Во-первых, нужно отказаться от «ямочных ремонтов». В «Укравтодоре» признаются, что за качество такого рода ремонта никто не отвечает. А значит, огромные средства налогоплательщиков тратятся на ветер. Этот замкнутый круг необходимо разорвать.
Во-вторых, надо раз и навсегда решить проблему перегруза на дорогах. Нужно жестко наказывать всех, кто перегружает крупногабаритный транспорт. Именно фуры с грузом по 70-100 тонн больше всего разрушают дороги.
В европейских странах действует технология автоматического измерения и учета подобных перевозок во время движения транспорта. Это дает возможность быстро реагировать и наказывать нарушителей высокими штрафами.
В-третьих, Кабинет министров должен внедрить системы независимого контроля качества отремонтированных дорог. По сути, от подрядчиков еще на этапе объявления тендера, требуют гарантию на дороги от 5 до 10 лет.
Но определить, насколько качественными были работы, и должен ли подрядчик отвечать за появление выбоин уже через 1-2 года может только независимая экспертиза.
Несмотря на соответствующее обязательство, которое Украина подписала в Соглашении об ассоциации с ЕС, институт независимых аудиторов дорожной безопасности так и не появился.
В-четвертых, Украине нужны платные автобаны. Это прибыльный бизнес для инвесторов и выгодный проект для государства и его граждан. Как показывает опыт Польши, такие дороги пользуются популярностью среди туристов, перевозчиков и другого транзитного транспорта.
И наконец, проектируя дороги, в Украине совсем не учитываются экологические нормы. Неухоженные обочины, отсутствие безопасных переходов и специальных ограждений вдоль дороги для диких животных, шумопоглощающих экранов: все это неотъемлемые атрибуты современной дорожной инфраструктуры 21-го века.
Сделаем все это – забудем о ямах на дорогах, особенно ранней весной.