Что делать в случае получения «космической» платежки
Из церкви в жилье
В сети уже активно обсуждают платежку жителя столичных Теремков с неизвестно откуда взявшейся задолженностью в более чем 23 тыс. грн.
Как пишет киевлянин, в декабре 2016 г. ему пришел счет на 6 тыс. грн. После разбирательств выяснилось, что для пересчета нужно проводить поверку счетчика, которую в ЖЭКе делать отказались, ссылаясь на отсутствие у них необходимой лицензии.
Поэтому, как пишет сам «должник», ему посоветовали искать лицензированную компанию, где поверка счетчика стоит 1-1,2 тыс. грн.
Но даже после этого коммунальщики отказались пересчитывать платежку, но не забыли потребовать дополнительно 92 грн. за опломбирование счетчика (хотя это уже было сделано). Во избежание судебных исков киевлянин решил заплатить.
Но счета за все предыдущие месяцы (с октября по декабрь 2016 г.) пересчитать в итоге все равно отказались, но заверили — за январь должна была прийти уже «правильная» платежка. Но не тут-то было. За январь потребитель получил квитанцию на 11 тыс. грн. (вместе с долгом вышло 23 тыс. грн.). Киевлянину пришлось подписать договор о реструктуризации задолженности.
Как рассказал UBR сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, описанные случаи все же единичны, хотя он и не отрицает, что счета за январь объективно должны быть выше предыдущих.
«Мне пришла квитанция на 10% выше, чем в предыдущем месяце. Платежи также могут быть больше из-за неучтенных отапливаемых помещений (балконов, магазинов в доме) — такие прецеденты тоже были», — говорит Марунич.
Не редки случаи, когда, выясняя причины космических платежек, потребитель узнает о том, что его сосед, допустим, сменил у себя в квартире систему отопления, обогревает балкон либо сдает в аренду квартиру под офис, поэтому приходится оплачивать и чужое потребление.
По информации ProfiDOM.com.ua, решить проблему можно, установив индивидуальный прибор учета, который позволит не платить за «того парня». Таким образом, коммунальщики стимулируют жильцов к установке индивидуальных счетчиков, но за свои средства.
Долги же образовались не в один момент, так что вопрос к собственникам, говорят эксперты.
«Счетчики нужно периодически поверять. Но заниматься этим должен не ЖЭК, а обслуживающая компания. Если подозреваете неправильное начисление платы, то нужно вести переписку с компанией, чтобы ваше общение было задокументировано. Это очень пригодиться потом в судах. Пени и штрафов нет, а квартиру арестовать могут, только если долг перевалит за 64 тыс. грн.», — заметил экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Эпопея с платежками оголила главную болезнь системы ЖКХ — безальтернативность и отсутствие конкурентного рынка, при котором потребители напрямую общаются с поставщиками услуг, а не с ЖЭКами или ОСМД. И эту проблему не решат ни судебный иск, ни нервы, потраченные на разбирательства с коммунальщиками, для этого нужна государственная реформа, которая пока тормозится.
«К сожалению, ваши расходы заботят только вас, и раз так, то потребитель сам должен находить решение. Создавайте ОСМД, проводите энергетический аудит дома, изолируйте и ограничивайте потери или платите за других. Ментальный перелом должен произойти, и он происходит болезненно», — отметил экономический эксперт Андрей Вигиринский.
То же касается и поверки счетчиков. Следить за тем, чтобы поверка была проведена, стоит самостоятельно. Для этого необходимо связаться со своей обслуживающей компанией или хотя бы перечитать заключенный с ней договор. Не лишним будет написать письмо в компанию с просьбой перепроверить начисления и пр.
«Бывают случаи, когда комиссия приходит несколько раз и в итоге все же пересчитывает платежки. Это касается всех платежей и счетчиков, поверку которых нужно проводить по закону», — говорит Марунич.
Также эксперты добавили, что для Украины проблема больших платежек актуальна и для новостроев.
«Некоторые дома «Киевэнерго» не принимает на баланс по несколько лет после ввода в эксплуатацию, и, тем самым, платится усредненный тариф до распределения, к примеру, по электричеству, но в этом заинтересованы застройщики, минимизирующие свои убытки, и фактически создавая монополию на собственное ЖЭО в новострое», — отметил Вигиринский.
Как говорят эксперты, чтобы эффективно разбираться в механизме коммунальных начислений, нужно выстроить качественные договорные отношения с обслуживающими компаниями, знать свои права и пр.
Если же монополисты начинают насчитывать необъяснимые цифры и обращения не помогают, в таком случае остается только один выход — суд.
«Компании всячески будут пытаться скрыть прецеденты по пересчету платежей, им это не выгодно. Тем не менее, если начинают приходить многотысячные счета и на контакт поставщик не идет — не платите и судитесь», — отметил Алексей Кучеренко.