Нововведения в ЖКХ ничего хорошего не принесут

Граждан в следующем году ждут новшества в оплате жилищно-коммунальных услуг. Основное из них — введение абонплаты за теплоснабжение. Платежку разделят на две составляющие. Первая — фиксированная, которая и является абонплатой. Она будет покрывать часть затрат поставщиков тепла на ремонт и обслуживание сетей, выплату заработных плат сотрудникам и так далее.


К Зимней Олимпиаде построят самый большой крытый лыжный парк

Вторая составляющая — переменная, это оплата объема использованной услуги по счетчику. Абонплата будет взиматься круглый год, а переменный тариф — исключительно в отопительный сезон. Сам принцип на языке чиновников называется двухставочным тарифом. Сейчас абонплата входит в основной тариф на теплоснабжение и оплачивается только в период подачи тепла. Оплата отопления сократится на размер выведенного в отдельную строку фиксированного тарифа. Абонплата вводится согласно законам о жилищно-коммунальных услугах и рынке газа, которые были приняты в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.
Это новшество предусмотрено в меморандуме о сотрудничестве с Международным валютным фондом и заработать должно было еще в 2017 г. Но из-за решений Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в задачи которой входит определение методики расчета абонплаты, процесс был заморожен. Дело в том, что Нацкомиссия изначально предложила рассчитывать абонплату по максимальной пропускной способности счетчика, что вызвало бурю негодования как в экспертной среде, так и среди потребителей. Такой вариант расчета увеличивал бы платежи в разы. Методику пересмотрели, а введение абонплаты отсрочили на 2018 г. Теперь срок вступления в силу фиксированного тарифа перенесен на 2019 г. Предварительно решено, что максимальный размер абонплаты будет устанавливать Кабмин, причем привязан он будет к минимальной зарплате на момент оплаты.
Формула расчета тарифа остается «на совести» НКРЭКУ. Тариф же на местах будет устанавливаться местной властью в диалоге с предприятиями теплокоммунэнерго. В Нацкомиссии уже заявили, что нововведение снизит финансовую нагрузку на потребителей в отопительный сезон, а в будущем будет способствовать созданию конкуренции на рынке коммунальных услуг, а также решит проблемы предприятий теплоснабжения и сделает их работу более прогнозируемой, передает ProfiDOM.com.ua, его мнение разделяет директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«Введение абонплаты не спасает сети, так как нет никаких стимулов у компаний к тому, чтобы сокращать собственные затраты и потери. Идеология тарифа остается затратной — чем выше затраты, тем выше тариф. Кроме того, действующее законодательство не обязывает и не стимулирует теплокоммунэнерго осуществлять модернизацию тепловых сетей и котлов каким бы высоким ни был бы тариф», — сказал он.
Кроме того, как подчеркнул Рябцев, международными обязательствами Украины не предусматривалось внедрение абонплаты на отопление в том виде, который предлагает НКРЭКУ.
«В меморандуме, который подписало правительство с МВФ, говорится совсем о другой методике тарифообразования. В обязательствах перед фондом сказано, что тарифы на поставки газа и отопление будут высчитываться на основе мощности. Это должно полностью изменить всю идеологию начисления тарифов для тепловой генерации. Это не двухставочный тариф в том понимании, в котором он сейчас предлагается», — отметил эксперт.
По его словам, система тарифообразования на отопление, закрепленная в меморандуме с МВФ, предполагает создание конкурентного рынка тепловой энергии путем его деления на отдельные сегменты: генерация — ТЭС, ТЭЦ, отдельные котельные, операторы сетей и трейдеры, тогда как сейчас все эти функции, в большинстве случаев, выполняет одна компания.
«Для этого не созданы никакие предпосылки, потому что в законе «О жилищно-коммунальных услугах» речь идет об индивидуальных контрактах, которые должно подписывать каждое домохозяйство с поставщиком тепловой энергии», — сказал эксперт.
Координатор жилищных программ «Опоры» Татьяна Бойко считает, что с экономической точки зрения двухставочный тариф — правильное решение, потому что предприятия теплокоммунэнерго несут часть расходов постоянно, чтобы обеспечить надежность системы теплоснабжения, а не только в отопительный период. Но двухставочные тарифы не решат глобальных проблем сферы теплоснабжения.
«Что делает бизнес, когда уменьшается объем потребления? Оптимизирует свою работу, заменяет оборудование более эффективным. Но есть риск, что все расходы будут искусственно раздуты вместо того, чтобы проводить настоящую модернизацию», — сказала Бойко.
Еще эксперты акцентируют внимание на том, что гражданам так и не предоставлена возможность экономить в сфере теплоснабжения.
«Сейчас сэкономить на услуге централизованного отопления нельзя. Расчет ведется исключительно по квадратным метрам. Даже если стоит общедомовой счетчик, то на всех жильцов разбивается показатель опять же с учетом квадратных метров. Вы не можете прикрутить свою батарею и ощутить от этого экономию. Необходимо тотальное, стопроцентное обеспечение всех квартир счетчиками и регуляторами. Но, к сожалению, в новой реакции закона о жилищно-коммунальных услугах лишь «прокукарекали» об установке квартирных счетчиков, но это — декларация, в которой отсутствует конкретика. Зато относительно общедомовых счетчиков все скрупулезно прописано», — отметила эксперт.
Окончательное решение, когда и в каком размере будет введена абонплата, пока не принято. Но то, что двухставочный тариф заработает, не вызывает сомнений из-за международных обязательств Украины. И еще одно абсолютно ясно — проблемы в сфере теплоснабжения с введением абонплаты не решатся. Хотя реалии требуют обратного и незамедлительно.

Добавить комментарий