Новшества в субсидиях приведут к еще большей коррупции

В Украине с 1 мая заработали новые правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В Кабинете министров объяснили новшества необходимостью наведения порядка в данной сфере — дабы предотвратить случаи злоупотреблений и назначения госпомощи людям, скрывающим свои доходы. Чиновники обещают, что теперь система субсидий будет социально справедливой: государственную помощь получат исключительно те, кто в ней действительно нуждается.


Архитектура для собак

Оплачивать коммуналку самостоятельно будут собственники квартир, площадь которых превышает 120 кв. м, а дома — 200 кв. м. За исключением детских домов семейного типа и приемных семей. Госпомощь не будет оформляться, если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее пяти лет, кроме мопеда и машины, предоставленной соцорганом. Кроме того, в декларациях при подаче заявления на предоставление субсидии теперь нужно будет указывать доход от сдачи в аренду имущества, в частности, квартир. А безработным необходимо встать на учет в центр занятости, в противном случае органы соцзащиты автоматом будут считать его доход в размере три прожиточных минимумов — 5286 грн. Предоставить справку о доходах придется и «заробитчанам».
Кроме того, с 1 мая социальная норма на газовое отопление будет, как утверждают в Кабмине, «приближена к реальным объемам потребления» — 4,5 куб. м/кв. м площади, электроотопление — 30 киловатт в час/кв. м. На деле это означает, что норма потребления газа на отопление 1 кв. м снова сокращена — с 5 куб. м до 4,5. То есть компенсация государством затрат субсидианта опять урезана. Тенденция «приближения к реальным объемам» очевидна — в 2014 г., когда заработала программа субсидирования, она составляла 13,6 куб. м, передает ProfiDOM.com.ua, экономист Андрей Новак также считает, что каждый пункт новых правил направлен против интересов человека, нововведения — на пользу госбюджету и энергомонополистам.
«Очевидно, что бюджет не вытягивает суммы, необходимой для выплаты субсидий. Например, по итогам прошлого года правительство ожидало, что траты на субсидии составят 63 млрд. грн., а по факту вышло 77 млрд. Сейчас эту статью расходов хотят сократить, поэтому и придумали более жесткие условия для получения госпомощи. Считаю, что приплетать к получению субсидий какие-то другие материальные активы: автомобиль, площадь жилья — абсолютно неадекватно. Если субсидию выделяют на оплату коммунальных услуг, то привязка должна быть только к элементам трат на них — объем потребляемых энергоресурсов и уровень зарплаты или пенсии, так как автомобили и квартиры — необъективный показатель, они могут отличаться по стоимости — например, пятилетний «Мерседес» и «Жигули», квартира в 120 кв. м на Печерске или в каком-то райцентре. Переоформлять субсидии, скорее всего, будут почти все, за исключением одиноких людей и пенсионеров, так как остальным придется доказывать, нет ли у вас «лишней» жилплощади или машины. Также непонятно администрирование по новым правилам», — подчеркнул эксперт.
Координатор ОО «Экспертная платформа по энергоэффективности» Игорь Черкашин считает, что сокращение количества субсидиантов не решает проблемы субсидирования.
«Субсидии возникли потому, что тарифный удар в свое время не был сбалансирован с реальной платежеспособностью населения. Когда вначале говорили, что субсидии составят около 30 млрд. грн., то заявляли, что это будет полезнее для бюджета. Но сейчас расходы явно увеличились, и, учитывая задолженности облэнерго, для нынешнего бюджета, это удар в размере более 100 млрд. грн. Непонятно, для чего вообще стоило это затевать», — отметил эксперт.
По его словам, один из способов выхода из сложившейся ситуации — повышение доходов населения. Но кардинально поднять экономику за пару месяцев, чтобы две трети граждан перестали жить на субсидии, невозможно.
«Главная опасность инициативы правительства заключается в том, что теперь ради проверок буквально каждому начнут залезать в карман», — резюмировал Черкашин.
Нацбанк считает, что субсидии, как и повышение пенсий, являются главной причиной дефицита бюджета в первом квартале — 20,6 млрд. грн., что более чем вдвое выше показателя за аналогичный период 2017 г. О потерях госсредств от «роскошной» программы субсидирования говорят и кредиторы Украины. Они считают, что система субсидирования в стране несовершенна, ее нужно ужесточить и верифицировать, чтобы помощь от государства получали только действительно нуждающиеся, самые бедные слои населения. И следующим шагом должна стать монетизация субсидий. Внедрение монетизации будет поэтапным. Первый уже начался — с осени 2017 г. гражданам за сэкономленные энергоресурсы выплатили «живые» деньги. По данным Кабмина, это коснулось около 1,5 млн. семей — более 700 грн. на каждого получателя. А согласно принятому в прошлом году закону о жилищно-коммунальных услугах, начался новый этап монетизации. На сей раз он касается поставщиков ЖКУ — с облэнерго будут рассчитываться за предоставленные услуги населению деньгами вместо клиринговых операций взаимозачета.
Министерство финансов уже перечислило субвенции местным бюджетам на 46,8 млрд. грн. для предоставления льгот и субсидий населению. В целом, в этом году на эти цели пойдет 71 млрд. грн. Министр социальной политики Андрей Рева подчеркивал, что изменение механизма расчетов по субсидиям с теплокоммунэнерго не коснется населения, ему субсидии продолжат начисляться по социальным нормам. И «сэкономленные» средства продолжат выплачивать. Модель же полного перехода на «живые» деньги в коммунальной сфере, как заявил премьер-министр Владимир Гройсман, будет разработана до конца года. Эксперты не усматривают большого смысла в том, что люди, получив деньги из бюджета, снова перечислят их в госказну, оплачивая коммуналку. А если на деле цепочка не заработает, то как можно проверить использование целевой компенсации? Это, не исключают эксперты, может раскрутить новую волну коррупции.

Добавить комментарий