Онлайн-продажи не спасают ТРЦ
Архитектор предложил поселить людей в зоопарке
«Последние годы все предполагали, что онлайн отберет продажи физических магазинов в ТРЦ. Однако карантин четко продемонстрировал, что на сегодняшний день, когда большинство ритейлеров может реализовывать продукцию только онлайн, и другой альтернативы для покупок нет, продажи в сети дают лишь 10% от товарооборота, который наблюдался ранее, — отмечает директор компании UTG Евгения Локтионова. — Поэтому онлайн не может полноценно поддерживать работу сетей и компенсировать их издержки».
Об этом свидетельствует и прогнозы американской компании по исследованию рынков Forrester. По данным аналитиков, в 2020 г. розничные продажи из-за короновируса в мире сократятся в среднем на 9,6%, что означает потерю $2,1 трлн. И хотя ускорился переход к электронной коммерции, однако этого недостаточно для компенсации падения товарооборота в физических магазинах. Как считают в исследовательской компании GfK, объем продаж в Интернете должен увеличиться в 4 раза, чтобы компенсировать полное закрытие магазинов. Эти утверждения подтверждается статистикой. Даже крупнейший международный ритейлер, давно имеющий разветвленную сеть онлайн-продаж, Adidas объявил о падении прибыли в первом квартале на 93% и снижении сбыта на 19%. При этом 35% подъем онлайн-торговли в первом квартале не смог компенсировать падение.
По информации ProfiDOM.com.ua, одной из причин не оправдавшихся надежд на замещение физических магазинов виртуальными является исконная привычка потребителей потрогать, примерить, посмотреть товар. Например, если говорить о фэшен-сегменте, обычно онлайн продажа происходит следующим образом: покупатель ездит по оффлайн магазинам и торговым центрам, выбирает и смотрит. Затем, определившись с выбором, ищет эти товары, где выгоднее, и может сделать покупку в Интернете. Иными словами, существует прямая взаимозависимость между продажами в магазинах и онлайн, когда два канала дополняют друг друга. Покупателей, которые «вслепую, по картинкам» закажут и оплатят через сайт товары, тем более дорогого сегмента, практически нет. Поэтому закрытие торговых точек негативно отразилось на продажах всех сетей.
«Следовательно, без открытых офлайн магазинов, ресторанов и т. д. ни один онлайн не позволит ритейлерам полноценно работать. И прошедшие два месяца показали результат налицо», — подчеркивает Евгения Локтионова.