Система субсидий работает все хуже

В декабре граждане получат платежки за коммунальные услуги с новыми тарифами. Они, по предварительным подсчетам, вырастут более чем на 17%. Кабмин, осознавая всю тяжесть ситуации, уверяет — субсидий хватит на всех. Но эксперты придерживаются другого мнения: средств недостаточно, число субсидиантов резко сократится, а единственный выход из «коммунального болота» — внедрение энергоэффективности — находится в подвешенном состоянии.


Архитектор предлагает менять назначение улицы в течение дня

НКРЭКУ рассчитала, что стоимость централизованного отопления для однокомнатной квартиры вырастет с 975 до 1136 грн., то есть, на 161 грн. Но это усредненный показатель. К тому же, подсчеты неокончательные. Кроме отопления, подорожают горячая вода — примерно на 18%, холодная вода и водоотвод — еще плюс 18-20%. Эти цифры идут в разрез с обещанием премьер-министра Владимира Гройсмана. Он утверждал, что тарифы после подорожания газа не могут быть повышены более чем на 16%, иначе это мошенничество.
«Чрезмерное повышение тарифов на тепло и воду на фоне повышения цены на газ — это мошенничество и попытка нажиться на людях, а ответственность повесить на кого-то другого. Люди должны понять, что вопрос цены газа важен для формирования тарифов. Но мы посчитали: если газ подорожал на 23%, то тарифы на тепло должны повышаться не более чем на 16%», — говорил он.
При этом Гройсман подчеркнул, что граждан, которым трудно платить реальную цену за газ и коммунальные услуги, защитит программа субсидий. Безусловно, с такими тарифами без соцпомощи большинство граждан не обойдется. Министр соцполитики Андрей Рева уверяет, что в 2019 г. количество субсидиантов и размер субсидий останутся на уровне 2018 г. Правда, уточняет, что «на количество субсидиантов влияет два фактора: первый — повышение тарифов. Это приводит к тому, что число субсидиантов и размер субсидий растут. С другой стороны, на размер субсидий и количество субсидиантов влияет рост соцстандартов», передает ProfiDOM.com.ua, что касается новых правил предоставления субсидий и ситуации на местах, то, по ее мнению, все перевели в режим ручного управления.
«Постановления должны работать максимально прозрачно. И нужно было сразу выписывать правила четко, а не потом объяснять, что с этим делать. Министр соцполитики советует обращаться с проблемными вопросами прямо к нему в ведомство. Думаю, все споры решаемы. Но это время, и оно затягивается, чтобы перебросить многих субсидиантов на следующий год, чтобы вписаться в бюджет этого года. Ведь пока разбираются комиссии, субсидии людям не назначают. Это растягивание во времени платежей. Чтобы казначейству не нужно было искать сейчас деньги на субсидии, чтобы можно было перекрыть кассовые разрыва в текущем бюджете, поступления в который уже ниже плановых», — прокомментировала ситуацию Бабак.
Татьяна Бойко, координатор жилищных программ гражданской сети ОПОРА, считает, что в Украине для решения «тарифных» проблем должны были бы работать программы энергоэффективности, но, к сожалению, этого нет. «Теплые» кредиты тоже в подвешенном состоянии. При этом отсутствуют параллельные инструменты поддержки, да и с Фондом энергоэффективности вопросов масса.
«Субсидии — это исключительно для самых бедных. Думаю, что у нас субсидии как раз и выполняют теперь эту социальную функцию. Решить «тарифную» проблему могла бы программа энергоэффективности с главным инструментом — льготным кредитованием. Оно должно быть доступно для всех. Но на сегодня кредиты недоступны, так как процентная ставка находится на таком высоком уровне, что люди не могут себе этого позволить. Что касается «теплых» кредитов, то и с ними большая проблема. Могу об этом сказать, как один из авторов программы. На нее закладывается критически мало денег. Программа для двух категорий — ОСМД и собственников индивидуальных домов. Средства выделяются следующим образом — их нет в январе, потом они появляются в феврале-апреле и заканчиваются в мае-июне. То есть большая часть людей и хотела бы этим кредитованием воспользоваться, но не может. И главное — «теплые» кредиты должны работать параллельно с местными программами поддержки, так как они покрывают только тело кредита, а есть еще процентная ставка. Чтобы сделать их массово доступными, как раз и требуется параллельная поддержка. Должен был заработать Фонд поддержки энергоэффективности, на который в госбюджете в 2017-2019 гг. было направлено 1,6 млрд. грн. Деньги закладываются, но в 2017 г. они вообще не были использованы — просто еще не было фонда, в 2018 г. он был создан, но не выдал еще ни одного продукта, можно сказать, что деньги «пропали». В 2019 г. деньги есть, но фонд так и не заработает. Деньги направляются на инструмент, которого нет, и в ближайшей перспективе не будет. В этом и проблема — элементарная имитация: с одной стороны — мы поддерживаем энергоэффективность, с другой — реальных действий нет», — пояснила эксперт.
По ее словам, еще есть коммерческие инструменты поддержки, к примеру, программа Q energy.
«Это хороший инструмент, и условия, и предлагаемое оборудование, но он для состоятельных людей. Бедный человек не может себе это позволить. Поэтому и нужны параллельные программы поддержки, но этим никто не занимается. Только один пиар», — сказала она.
Бойко считает, что «неплохой выход из ситуации — монетизация субсидий, в бюджете на 2019 г. чуть-чуть на эти цели выделение средств предусмотрено. Правда, через пень-колоду. Монетизация — хорошая программа, но только она была бы к месту еще три года назад».
Вот и выходит, в первую очередь, чтобы облегчить положение граждан из-за повышения цен на газ, а государству помочь вылезть из «болота» субсидирования, нужно ввести в действие инструменты, которые по сей день находятся в замороженном состоянии. Необходимо кредитование — самое доступное и простое в администрировании, а также важен приход бизнеса в сферу ЖКХ, который сам предложит методы и средства для энергоэффективности. Но все перечисленное не работает. Что касается нюансов новых правил субсидирования, то пока не будет изменен институт прописки, проблема будет существовать для многих и долгое время. Впрочем, нет ничего не решаемого, нужно просто захотеть. А вот хочет ли этого государство — большой вопрос.

Добавить комментарий