Советы юристов по борьбе с ЖЭКами
Самый влиятельный архитектор планеты
«ВСУ постановил, что к спорам о взыскании задолженности за коммунальные услуги применяется общий срок исковой давности (3 года), и он не может отсчитываться от последнего платежа. Если человек частично оплачивал завышенную стоимость коммунальной услуги, со стоимостью которой не был согласен, это вовсе не значит, что он с ней согласился. А именно такую логику старались применить коммунальщики. Платил, значит, согласился, и нечего спорить. Потому нередко, когда люди оспаривали взыскание неправомерных сумм за жилищно-коммунальные услуги, их исковые возражения отказывались принимать из-за якобы прерывания срока исковой давности, который некорректно привязывали к последним платежкам», — отметил в разговоре с UBR старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
По его словам, после повышения коммунальных тарифов в последние годы граждане стали активнее отстаивать свои права в судах.
«Речь идет уже не о тысячах, а о десятках тысяч исков. Очень у многих сегодня не хватает денег на коммуналку, при этом им отказывают в субсидиях, и в то же время сами тарифы, а также качество услуг не соответствуют законодательству. Многие до последнего продолжают платить по прежним тарифам, а также отказываются платить за некачественные коммунальные услуги или их полное отсутствие. В свою очередь коммунальщики в большинстве случаев пытаются получить средства за некачественный сервис или услуги, которые не предоставлялись», — объяснил Кравец.
О распространенности такого явления, как частичные платежи, говорят и другие юристы.
«Очень многие потребители сознательно оплачивают услуги в размерах, которые считают законно обоснованными. Естественно, это сразу порождает конфликт. Одна сторона считает тарифы обоснованными, а другая нет. Как правило, долг за ту или иную услугу накапливается по нарастающему итогу, если потребитель не будет указывать в назначениях платежа, за какую именно услугу он оплачивает и за какой период», — сказал юрист ЮК «Тарасов и партнеры» Александр Мишутушкин.
По информации ProfiDOM.com.ua, коммунальщики любят судиться — иски подаются массово. И юристы советуют людям не прогуливать, а являться на судебные заседания.
«Если должник не приходит в суд, тот в 100% случаев решение принимается в пользу коммунального предприятия», — заверил управляющий партнер ЮФ «Можаев и партнеры» Михаил Можаев
Неплательщик вполне может выиграть тяжбу, даже если не платит за коммунальные услуги.
«Если речь идет, например, об оплате услуг по уборке придомовой территории, то стоит напирать не на завышенные тарифы, а на не предоставление услуги. Заявлять в суде, что услуга не предоставлена, и тогда уже ЖЭК должен будет доказать обратное. Обязан будет предоставить табуляграммы и правильно оформленные графики уборки территорий. В нашей практике были подобные споры, и решения были в пользу потребителя именно потому, что коммунальщики не смогли предоставить эти документы», — рассказал Можаев.
Он признал, что завышенные тарифы намного сложнее доказать в суде, поскольку они утверждаются подзаконными актами и постановлениями отраслевых комиссий. Впрочем, даже при проигрыше иска с такой аргументацией далеко не всегда происходят фактические взыскания имущества должников.
«Угрозы о том, что у человека отберут единственную квартиру и выставят на улицу, не сбываются. Поскольку если речь о единственном жилье, то по закону о взыскании можно говорить лишь после того, как размер задолженности достигнет 10 минимальных зарплат (32 тыс. грн.). И все, что могут коммунальные предприятия при меньших долгах, — это претендовать на часть официальной зарплаты должника. Даже после судебного постановления в свою пользу. Обычно коммунальные задолженности продолжают «висеть» на балансах предприятий, а люди время от времени вносят в счет их погашения, сколько могут. По 200-300 грн. И этим история заканчивается», — заверил Можаев.
Тем не менее, людям все равно настоятельно советуют ходить в суды и не пропускать заседаний, если коммунальное предприятие начинает тяжбу. А если потребуется, и самостоятельно подавать иски, если повышенные тарифы кажутся несправедливыми, а услуга не предоставленной. Благодаря ВСУ для этого теперь отведено больше времени.