Страна не готова к риэлторской монополии


Открылся самый большой стадион к Чемпионату мира по футболу

Народные депутаты разработали законопроект о риэлторской деятельности, который коренным образом меняет правила игры на рынке недвижимости.

Законопроект о риэлторской деятельности уже прошел «аудит» профильного комитета Верховной Рады и рекомендован к принятию.
«На сегодняшний день в Украине предоставление риэлторских услуг обеспечивается в 90% всех договоров купли-продажи, аренды объектов недвижимости. Несмотря на это, действующее законодательство не содержит специальных норм для регулирования данной сферы. К сожалению, почти во всех случаях предоставления риэлторских услуг функции риэлторов не выполняются, благодаря чему тенизируются операции с недвижимым имуществом и, соответственно, доходами населения. Следствием этого является то, что государственный бюджет Украины ежегодно недополучает миллиарды гривен», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Другими словами, по мнению депутатов, принятие законопроекта «отбелит» данную сферу и, как следствие, обеспечит увеличение поступлений в казну.
Это далеко не первая попытка детенизировать риэлторский рынок. Соответствующие законопроекты появлялись каждый год в любой каденции парламента. Вот только до их принятия дело не доходило никогда. К примеру, в 2016 г. инициатором новшеств выступило Минэкономразвития. Согласовать документ попытались с профессиональными риэлторскими сообществами, но найти компромисс так и не удалось. В 2019 г. Фонд государственного имущества, совместно со специалистами в сфере продажи недвижимости, разработал очередной проект закона о брокерской деятельности, но и он остался «под сукном». И вот теперь новый закон, который кардинально отличается от своих предшественников, хотя это не значит, что он «жизнеспособный», передает ProfiDOM.com.ua, юрист судебной практики ЮКК «Де-Юре» Владислав Мартынчук отмечает, что депутаты планируют ограничить свободное занятие риэлторской деятельностью, организовать ведение перечня лиц, имеющих право ее осуществлять, а также установить контроль данной сферы. Причем расходы в связи с реализацией данных реформ ложатся на плечи самих риэлторов. За их счет будет вестись деятельность органов риэлторского самоуправления и поддерживаться работа реестров и баз данных, предусмотренных законопроектом.
«На практике это означает повышение себестоимости риэлторских услуг, что, в свою очередь, повлечет за собой рост их стоимости. Соответственно, цены для потребителей вырастут. При этом следует учитывать, что законопроектом предполагается фактически введение риэлторской монополии на оказание услуг в связи с заключением договоров в сфере недвижимости, в том числе ее аренды и продажи. Иными словами, изменения, предложенные законопроектом, приведут к снижению конкуренции в сфере риэлторских услуг, что также вполне вероятно негативно скажется на формировании цены для потребителей», — отметил юрист.
По его мнению, есть также риск, что, по крайней мере, для части потребителей риэлторские услуги могут оказаться непропорционально дорогими. Это, в свою очередь, может привести к возникновению спроса на «нелицензированных» риэлторов.
«Соответственно, часть бизнеса в ответ на нововведения, возможно, еще глубже уйдет в тень, несмотря на значительные штрафы и усиление контроля со стороны государства. Как результат, приятие законопроекта в текущем виде может привести к достижению результата прямо противоположного его цели. Считаю, что введение риэлторской монополии при предшествующем отсутствии контроля отрасли является слишком радикальным шагом. Такие изменения должны быть последовательными и ожидаемыми, чтобы рынок мог гибко под них адаптироваться. До введения риэлторской монополии, если она так необходима для государства, следует организовать структуру деятельности риэлторов, наладить систему и обеспечить ее функционирование. Кроме того, следует также предусмотреть льготные условия получения статуса риэлтора для лиц, осуществляющих такую деятельность до момента принятия закона. Это позволит плавно перейти к введению риэлторской монополии без ущерба для рынка», — подчеркнул юрист.
В настоящее время в Украине, как и в большинстве стран постсоветского пространства, а также, например, в Испании, законодательно квалификационные требования к специалистам на рынке недвижимости не определены. В то же время, как отмечает управляющий партнер ЮК JN Legal Ян Левитас, в США, Нидерландах, Бельгии и еще ряде стран ЕС этот вид деятельности является лицензионным. Он отмечает, что парламентарии предлагают фактически исключить возможность продавать или арендовать недвижимость без заключения риэлторского договора. Но в этом есть как положительные, так и отрицательные моменты.
«Среди положительных можно выделить большую защищенность граждан при проведении операций с недвижимостью. В то же время, следует понимать, что нововведение будет ограничивать права граждан самостоятельно распоряжаться своей собственностью, да еще под угрозой возможного привлечения к ответственности. Кроме того, фактически ставится вопрос о монополизации данного рынка, а также установления определенных квалификационных требований к риэлторам, регламентация механизмов реализации и обеспечения выполнения ими своих функций и полномочий, в том числе в части первичного финансового мониторинга. Все это, несомненно, не будет способствовать удешевлению риэлторских услуг. Таким образом, данный законопроект является важным шагом для детенизации рынка, но, в то же время, несет в себе риски его монополизации и увеличения стоимости проведения операций с недвижимостью», — подытожил эксперт.
Как проявят себя расписанные народными депутатами новшества, станет понятно, если закон будет принят парламентом. Но пока рисков в документе слишком много, чтобы назвать это прогрессивной реформой.

Добавить комментарий