Строители Киева потеряли 4,5 млрд. грн.
Дизайнеры придумали игровые площадки без инфекции
Примерно для четверти строящихся объектов, финансирование которых ведется в основном за счет средств покупателей, непроданные за время карантина квартиры и, как следствие, недополученные средства для дальнейшего развития проекта могут стать сложно решаемой без сторонней финансовой помощи проблемой, говорят участники рынка.
Только у 17-20% проектов, преимущественно новых форматов и реализуемых 2-3 девелоперами, существует финансовый запас, который позволит в период до 12 месяцев строить без привлечения средств инвесторов.
«Именно на такие объекты сейчас ориентируются как покупатели, так и другие застройщики, предпринимая попытки оперативно провести частичную реконцепцию строящихся объектов», — рассказала UBR директор по маркетингу многофункционального жилого комплекса Polaris Home&Plaza Анжелика Саакян.
Сейчас наметилась тенденция, что некоторые компании ищут себе партнеров для завершения проекта, чтобы строительство не заморозилось. У таких игроков недополученная прибыль может составить от 10% до 40%.
При этом многие понимают, что другого пути у застройщиков нет. Люди не будут вкладываться в «мертвые» стройки.
«Потеря прибыли вряд ли грозит системным компаниям, которые строят объекты новых востребованных форматов. Но ее получение немного растянется во времени: по мере продвижения стройки продажи автоматически будут расти, так как риски покупателей будут снижаться», — рассказал руководитель проекта Rusaniv Residence Александр Изаров.
По данным строителей, за последние 2-3 недели уровень продаж на первичном рынке Киева по сравнению с мартом — началом мая несколько вырос. Например, в объектах эконом-класса количество проданных квартир увеличилось в среднем на 2%, в домах бизнес- и премиум-класса рост продаж был зафиксирован на отметке около 4%, а в объектах новых форматов — чуть более 6%.
Также во второй половине мая по сравнению с апрелем количество обращений в отделы продаж увеличилось в среднем на 15-20%, что свидетельствует о значительной активизации покупателей, говорят застройщики.
«В конце мая наметилась тенденция к постепенному увеличению количества продаваемых квартир. Но вместе с тем, застройщикам, чтобы выйти на показатели января-февраля, может потребоваться минимум от 4 до 6 месяцев на объекты новых форматов, а максимум — свыше 1 года — на объекты эконом-класса», — заметила Анжелика Саакян.
Карантин, спровоцировавший кризис на первичном рынке жилья, может стать причиной резкой «сегрегации» рынка, прежде всего, по качественным характеристикам того или иного строящегося объекта, говорят эксперты.
«Сейчас речь не идет о том, чтобы максимально быстро распродать все, что было не продано. Главное — это вообще наладить продажи более-менее стабильно. Покупатель вернулся на рынок, но он стал немного другим: более тщательно относится и к процессу выбора, и к акциям, и к репутации застройщика», — отметил Александр Изаров.
По словам Анжелики Саакян, еще в первой половине 2019 г. более 2/3 всех строящихся ЖК уже не соответствовали возросшим покупательским предпочтениям по качеству строительства и комфорту проживания (например, по наличию в доме самодостаточного инфраструктурного комплекса, позволяющего вести обособленный и комфортный образ жизни).
Вместе с тем, в 40% строящихся объектов уже предприняты шаги по их реконцепции в вопросе создаваемой инфраструктуры и обустройства придомового пространства.
«В феврале свыше 70% покупательского спроса было сконцентрировано на объектах новых форматов, таких как многофункциональные ЖК, «город в городе» и формат live-work-play. За время карантина из общего объема проданных квартир 80% приходилось именно на них. Не исключено, что в ближайшие месяцы именно на таких объектах будет сконцентрирован покупательский спрос с ростом минимум 7-8% ежемесячно, что позволит уже к осени вернуться к показателям продаж февраля», — подчеркнула Анжелика Саакян.
«Для крупных компаний, у кого есть финансовая возможность строить за свои средства, потери от карантинных продаж не столь болезненны, чем для тех, у кого в реализации один объект, а его строительство полностью зависит от уровня продаж», — говорит Александр Изаров.
Сейчас складывается такая ситуация, говорят застройщики, что только стабильные цены при параллельном внедрении акций могут привлечь покупателя.
«Это продлится как минимум 2-3 месяца, но при условиях стабильной экономики, отсутствия каких-либо кризисных проявлений. Застройщики сейчас в большинстве своем рассчитывают на то, что стабильная ценовая политика способна привлечь покупателей, — именно это сейчас мало-помалу и происходит на рынке», — сказал Александр Изаров.
По информации ProfiDOM.com.ua, важным для выхода первичного рынка из кризиса, вызванного пандемией, может стать ряд экономических мер, направленных на оживление экономики, повышение благосостояния граждан, а также политическая стабильность в стране.
Ближайшие 2-3 месяца будут очень важны как для развития рынка первичной недвижимости, так и для страны в целом.
Первичный рынок жилья зависит не только от покупательской способности граждан, но и от возможности привлечь дополнительное финансирование для завершения начатых объектов, говорят застройщики.
«В этом вопросе государство может стать главным двигателем дальнейшего развития отрасли, предоставив возможность застройщикам получить краткосрочные кредиты под 3-5% годовых. Уже сейчас вопрос рефинансирования строек обсуждается на самом высоком уровне. Но вместе с тем все прекрасно понимают, что покупка квартиры возможна при условии растущих доходов и прогнозируемости экономики», — отметила Анжелика Саакян.