Строительные курьезы: самый гигантский проект на планете
ProfiDom.com.ua выяснила, в чем состоял этот, действительно, сумасшедший проект. Мы приведем несколько цитат из письма группы советских архитекторов секретарю ЦК КПСС А.П. Кириленко с обоснованием постройки в Москве Дворца Ленинизма.
«Глубокоуважаемый Андрей Павлович!
… Сооружение рядом с Кремлем здания, способного стать идейным и архитектурным центром столицы, стало насущной задачей нашего времени. Коллектив авторов… хотел бы предложить Вашему вниманию эскиз-идею Дворца Ленинизма …
… Достижения современной советской инженерной мысли и строительной техники позволяют соорудить конструкцию практически любой сложности и любой высоты….
…Ориентированный на Кремль и Красную площадь встает в перспективе Замоскворечья колоссальный золотой шар, поднятый пятью могучими знаменами-пилонами. Высота сооружения — 1.000 метров. Диаметр выполненного в стальной конструкции шара — 200 метров. Каждый пилон представляет собой самостоятельное здание общественного назначения, в два раза превосходящее по высоте самое высокое здание США…
…Гигантский золотой шар, как бы, парит над Москвой на высоте 800 метров на знаменах-пилонах. Каждый из пяти пилонов — по числу континентов нашей планеты— образуется из множества сливающихся воедино стягов освобожденных народов земли, символизирующих всемирную победу коммунизма…
… В пяти пилонах имеется в виду разместить все находящиеся в Москве научно-исследовательские учреждения…
(Прим. ред. — Предполагалось, что в проектируемые здания должны переехать все без исключения идеологические учреждения, подведомственные ЦК КПСС, — Высшая партийная школа, Академия общественных наук, Университет марксизма-ленинизма, Институт Маркса — Энгельса — Ленина и т.д.)
…Центральная часть (Дворца Ленинизма) — шар — вмещает три гигантских взаимосвязанных помещения. Нижнюю половину шара занимает зал всенародных собраний на 100 000 мест. Свободно располагающиеся трибуны зала, как и вся его конструкция, обеспечивают идеальные условия для проведения разнообразных массово-политических мероприятий. Зал оснащен всеми самыми современными техническими вспомогательными средствами для этих целей — телевизионными установками, кино, стереофоническим звуком, новейшей системой радиофикации…
…Оболочка шара, имеющая в сечении 20 метров, позволяет рационально разместить систему скоростных лифтов, монорельсовых дорог, экскурсионных подвижных тротуаров, благодаря которым участники собраний будут доставляться непосредственно на нужные трибуны. Здесь же, находятся подсобные помещения, связанные с техническим обслуживанием центральной части дворца, фойе, буфеты, комнаты отдыха, обзорные площадки и т. д….
…Как сердце народа, возникает в верхней части зала всенародных собраний зал съездов Партии. На его расположенных в виде серпа и молота трибунах могут разместиться 25.000 человек. Система безопасных монорельсовых дорог позволит делегатам быстро попадать на нужные трибуны…
…Пилоны представляют собой здания высотой более 800 метров, состоящие из отдельных многоэтажных зданий, расположенных вдоль опорных конструкций центральной части Дворца — шара…
…Здания выполняются в стальной конструкции и стекле. Планировка отдельных их частей зависит от конкретного назначения и комбинируется из типовых конструкций. Во всех помещениях предусматривается полный комфорт для работы современных научно-исследовательских учреждений…
(Прим. ред. — Крыши проектируемых зданий представляли собой вертолетные площадки для приёма высоких гостей и членов советского правительства, а под землёй предусматривалось расположить суперсовременный гараж на пятьдесят тысяч автомашин.
Вокруг здания предлагали устроить музей под открытым небом, куда перенести из всех городов страны здания, в которых когда-либо жил или бывал Ленин, и те здания, где проходили партийные съезды и конференции. В случае принятия положительного решения, подлежали сносу целые кварталы XVII и XVIII веков застройки, а Кремль выглядел бы на этом фоне жалкой халупой).
И подписи под запиской:
Архитекторы: Грищенко В. П., Голышка Р. Ф., Панкин А. Ф., Осипова О., Крамаренко Г. С.
Искусствовед Молева Н. М.
Художники: Белютин Э. М., Преображенская В. И., Тер-Гевондян Т. Р., Шмелева И. Н., Филиппова М. В., Матвеева Н. С., Левянт Н. 3., Мартынова В. П., Миронов Б. В., Елыиевский Н. Н., Шестаков А. И., Мязина Т. А., Радкевич Е. А., Пискарева Т. М., Гершман В. И., Немчинова О. В., Некрасова С. Р., Ларищев Г. И., Строчилин А. В., Зубарев В. К., Крюков А. Г.
12 декабря 1972 года
Прим. редакции — На документе имеется помета: «Тов. Кириленко А. П. ознакомился. В архив. 19. 09. 1973 г.». ЦХСД. Ф. 5. Оп. 64. Д. 15. Л. 124—133.
Что можно сказать — чудовищный по стоимости, идиотский и бессмысленный, с нашей теперешней точки зрения, проект вполне соответствовал традиционному для империй стилю гигантизма. Увековечить себя – главная задача любой империи – любыми средствами, в том числе – архитектурно-строительными. Что характерно, записка архитекторов в ЦК КПСС была не просто сдана в архив, но и засекречена. В итоге, об этом проекте многие десятилетия не знал, практически, никто.
К сожалению, в нашем распоряжении нет самих планшетов или эскизов этого проекта. Было бы весьма любопытно взглянуть. Известно, лишь, одно: в 1972 году они находились в Дирекции Центрального Музея В. И. Ленина. Что с ними сейчас, сохранились ли они – никто не знает.