Вместе со спросом на окна активизировались и мошенники
Из церкви в жилье
О реальных масштабах мошенничеств судить сложно, так как псевдо-ремонтники не рекламируются открыто, а вызванивают жертв по телефону. Некоторые, что называется, «работают ногами», обходя все квартиры в домах в надежде встретить доверчивую бабушку. Есть также категория «ремонтников», которые охотятся за своими жертвами в магазинах, на рынках и пр.
Бывает, мошенники звонят и сотрудникам легальных оконных фирм.
«В последнее время подобные случаи участились. Даже нашим сотрудникам периодически поступали смс-сообщения и звонки на личные номера с предложениями предоставить «оконный сервис». Но как только мошенники узнавали, что разговаривают с представителями оконной компании, сразу же бросали трубку. Но от наших клиентов мы знаем, что некоторые люди становятся жертвами аферистов», — рассказала UBR руководитель отдела прямых продаж компании «Окна Онлайн» Вероника Межова.
По словам экспертов, «целевой аудиторией» злоумышленников являются доверчивые пенсионеры. Иногда мошенники прикрываются именами компаний, которые официально и давно работают на рынке.
«У некоторые есть и настоящее ЧП и даже мобильный терминал с собой. Представляются некими социальными работниками по государственной программе теплых кредитов и предлагают остекление. Они исполняют обязательства договора об установке окон, но не прописывают точную комплектацию, а это значит, что заказчик платит за дорогие и теплые окна, а получает окна для неотапливаемых помещений (трехкамерный дешевый профиль с однокамерным стеклопакетом без энергосбережения)», — предостерегает владелец компании «Первое оконное бюро» Роман Лозицкий.
Чистая прибыль таких мошенников составляет 90% и более, а клиент потом удивляется, почему у него запотевают окна, теплее в помещении не стало, а зимой стекла покрываются льдом при -10 и ниже.
Как рассказал основатель и СЕО компании «OKNA.ua» Андрей Лесьо, главная задача злоумышленника — попасть в квартиру под предлогом бесплатной регулировки окон. А дальше действуют по обстоятельствам. Но главная цель — выманить максимальную сумму, которая есть в доме.
«Работают по старой схеме «5 шагов/8 ступеней», которая распространена в Украине еще с 1990-х гг. По ней предлагали наборы из телемагазинов, китайские чайники, ультразвуковые стиральные машинки и массу других неработающих вещей. Предлагают кредит на месте (с собой имеется терминал) и многие люди соглашаются, не проверяя реальные цены на окна и не интересуясь комплектацией. Суммы потерь, по нашим подсчетам, могут составлять от 5 тыс. до 30 тыс. грн.», — говорит Лозицкий.
Впрочем, легальные фирмы тоже практикуют бесплатное обслуживание окон. Вот только, как правило, обзванивают они людей, которые уже являются их клиентами.
Дело в том, что после установки металлопластиковых конструкций им дается некоторое время на усадку створок, после чего необходимо правильно отрегулировать все элементы фурнитуры, чтобы они исправно работали — это оговаривается еще в процессе заключения договора, а сервисный мастер после регулировки консультирует, как правильно ухаживать за всеми комплектующими конструкции.
«Чаще компании проводят подобные акции для своих клиентов. Вспомнить, у какой компании вы заказывали окна, не всегда легко. Если есть хотя бы малейшие сомнения в том, что это не ваша фирма — не соглашайтесь на «бесплатный сыр». Не пускайте к себе в дом незнакомых людей», — предостерегает Андрей Лесьо.
Легальные компании могут подписывать договоры при замере, но для этого технолог должен иметь с собой копии уставных документов, заверенных печатью, официальный договор с мокрой печатью, реквизитами, действующими номерами телефонов и т. д.
По информации ProfiDOM.com.ua, клиенту выдают бланк замера, который является неотъемлемой частью договора, где будет указана полная комплектация изделия: размеры, профиль, стеклопакет, фурнитура и дополнительные аксессуары и услуги. А после внесения предоплаты должны выдать квитанцию.
«После установки окон следует внимательно проверить, соответствует ли конструкция тому, что указано в бланке замера. Монтажная бригада должна продемонстрировать эти моменты. Если у вас нет претензий, подписываете акт выполненных работ и отдаете остаток денег», — заметил Роман Лозицкий.
Чтобы уберечься от мошенников, эксперты настоятельно советуют детально изучить данные о компании, посетить ее сайт, а еще лучше офис, почитать отзывы.
«Следует запросить сертификаты на всю продукцию, заключить официальный договор на оказание услуг, а главное — не передавать деньги незнакомым людям дома без документов и свидетелей. Серьезная компания всегда будет рада видеть вас в офисе и ответит на все ваши вопросы», — говорит Вероника Межова.
При этом Межова добавила, что предельно внимательным стоит быть не только с оконными компаниями. Мошенники постоянно расширяют перечень «услуг». Сейчас они активно эксплуатируют коммунальную тематику.
«Замена окон и балконов, проверка и замена счетчиков, социальный обмен валюты», — перечисляет Вероника Межова.
Но риск нарваться именно на «оконных» мошенников есть еще и потому, что спрос на металлопластиковые окна остается стабильно высоким. Из года в год количество желающих заменить старые окна растет. Особенно это стало актуальным с повышением стоимости коммуналки и модой на энергоэффективность, ведь считается, что именно через окна теряется больше всего тепла.
А те граждане, у которых денег на новые окна не хватает, задумываются о ремонте старых.
«В 2016 г. спрос на новые окна вырос примерно на 12%, но параллельно интересуются и ремонтом, особенно в холодное время года», — отметил Андрей Лесьо.
По словам Романа Лозицкого, объемы в деньгах у его компании выросли в среднем на 25%, но если считать продажи в готовых изделиях, то рост составил всего 8%. При этом он добавил, что люди чаще ремонтируют окна, особенно если у них уже установлены металлопластиковые и которые более-менее выполняют свои функции.
«Если же говорить о старых деревянных окнах, то ремонтировать их зачастую просто нет смысла, и в 90% случаев клиенты заменяют их пластиковыми», — добавил Лозицкий.