За транспортировку газа в июле украинцы заплатят на 20% больше
ProfiDOm.com.ua, об этом рассказал портал UBR.ua. такое решение было принято еще полгода назад НКРЭКУ в рамках двухэтапного подорожания тарифов. В связи с коронакризисом, власти задумались отменить второй этап подорожания, чтобы снизить нагрузку на конечного потребителя – такое решение сейчас рассматривается НКРЭКУ. Однако, в меморандуме с МВФ власти, наоборот, согласились поднять тариф.
10 июня Секретариат Европейского Энергетического сообщества направил в адрес главы НКРЭКУ Валерия Тарасюка письмо, в котором осудил намерение комиссии внести изменения в постановление №3014-3057 от 24 декабря 2019 года, который утвердил двухэтапное повышение тарифов на распределение газа (с 1 января и 1 июля) для 44 облгазов. Общее подорожание должно было составить 46%, из них 20% должно состояться с 1 июля.
Однако, в связи с карантином, чтобы снизить нагрузку на конечного потребителя, власти задумались отменить июльское подорожание платежек за транспортировку газа. Цену газа уже диктует рынок, но тариф за его доставку, пока еще, можно изменять директивно, чем в комиссии и решили воспользоваться. Это и вызвало отпор со стороны европейцев.
«Секретариат не одобряет эти поправки. Без тарифов на распределение, установленных на должном уровне, будут продолжаться так называемые несанкционированные отборы газа, что еще больше ухудшит финансовую устойчивость Оператора ГТС», — говорится в письме Энергосообщества.
Директор Секретариата Янез Копач подчеркнул, что отмена подорожания приведет к несанкционированному отбору газа и негативно скажется на деятельности Оператора ГТС, в целом, и на его сертификацию, в частности.
Власти далеко не всегда прислушиваются к рекомендациям европейцев и, как следует из письма, постановление об отмене подорожания уже готовится комиссией. Впрочем, эксперты указывают, что в этот раз власти, скорее всего, прислушаются к критике, на что есть несколько причин.
В меморандуме с МВФ от 9 июня правительство уже взяло на себя обязательства компенсировать все затраты операторам ГРС (облгазам) на доставку газа.
Это означает, что второй этап подорожания состоится, ведь именно июльское подорожание как раз, и ставит целью сделать доставку газа окупаемой. Конечно, условия МВФ Украина далеко не всегда выполняет и уже тем более в срок, тем более, что первый транш уже от фонда уже пришел.
Однако, есть намного более важный аспект, который грозит большими проблемами. Во-первых, это запуск рынка природного газа, который должен состояться как раз с 1 июля. Без подорожания тарифов, облгазы не смогут оплачивать долги, а значит рынок не сможет заработать. Даже, условно «государственный» Кировоградгаз (он принадлежит «Нафтогазу», а тот — Кабмину) не может рассчитаться по своим долгам.
Эксперты, в этой ситуации высказываются более определенно: «Если этого подорожания не будет, то распределительные компании будут планово-убыточными. А у них уже 11 млрд грн долга перед оператором ГТС, если он не будет погашаться, то это чревато проблемами функционирования рынка природного газа. Нужно признать, что это подорожание целесообразно и обосновано», – считают одни
А некоторые уверены в том, что ситуация с техническим состоянием газораспределительных сетей намного хуже, чем даже ситуация с финансовыми взаиморасчетами: «Даже, это запланированное подорожание недостаточно, чтобы полностью компенсировать затраты на поддержание сетей просто в безопасном состоянии. Только технические специалисты, которые остались кое-где в облгазах, представляют реальное положение дел. Достаточно проехаться за Киев и посмотреть на трубы, которые когда-то были желтого цвета. За ними никто не следит, их никто не поддерживает в надлежащем состоянии, а это же безопасность. Даже, тех ремонтных бригад, которые работают за зарплату в 5 тыс. грн в месяц, уже почти не осталось»
Таким образом, повышения тарифов, а значит, и подорожания в июле платежек на транспортировку газа примерно на 20%, полагают эксперты, не избежать.